Молодежь и формирование личности
Самое главное в воспитании молодежи — это оказать помощь и разработать систему правильного руководства формированием личности. Однако в настоящее время проблема формирования личности упускается из виду, предпочтение отдается обучению знаниям и ремеслу.
Первый президент общества Сока гаккай — мой учитель Цунэсабуро Макигути — в течение многих лет являлся директором начальной школы. На основании личного опыта он создал философию образования и теорию обучения. Макигути в основу формирования личности молодежи положил «теорию ценностей»: так называемой ценностной категории истины, добра и красоты он противопоставил ценностную категорию пользы. По его учению, такое противопоставление может служить стимулом для самостоятельного творчества.
Помимо этого, им была предложена система обучения, при которой ученики полдня посвящают учебному процессу, а вторую половину дня — труду в общественной сфере производства. По его мнению, такая форма обучения также должна была помогать развитию способности к самостоятельному творчеству, поскольку учащиеся имели бы возможность формировать свое мышление, соотнося его с реальной действительностью. Это бы облегчало процесс овладения знаниями и помогало бы приближать их к реальной жизни.
Я согласен с вами что на формирование личности большое внимание оказывает труд. Все, чем располагает общество, — результат труда. Если же блага, престиж, социальное положение в обществе можно получить, минуя труд, то воспитание правильного отношения человека к труду превращается в неразрешимую проблему.
Надо заметить, что нередко молодые люди в своем сознании сводят труд лишь к способу получения благ, престижа, положения, не понимая, что труд должен быть внутренней потребностью человека, средством раскрытия его таланта.
Если человек ограничивается только получением знаний, то он воспринимает их пассивно, и это характерно для абсолютного большинства молодежи. Для идеологии и философии абстрактные понятия, порожденные пассивным восприятием знаний, вредны. Совмещение же труда и учебы, по-видимому, способствует предотвращению вредных явлений. Нет сомнения, что такая форма обучения позволила бы сократить разрыв в отношениях между поколениями. Что вы, господин ректор, думаете о проблемах связи между поколениями, о воспитании молодежи?
Вопросы воспитания молодого поколения постоянно находятся в центре внимания Советского государства. В настоящее время, например, важнейшей общегосударственной задачей является реформа общеобразовательной школы. Она направлена прежде всего на усиление связей образования с жизнью, с практикой. Решение этих задач будет достигаться с помощью целого комплекса общегосударственных мероприятий. Трудовое воспитание ставится на принципиально более высокий уровень. К процессу трудового воспитания привлекаются крупнейшие предприятия и трудовые коллективы. Вместе с тем процесс образования будет интенсифицироваться. Школьники должны получать более глубокие знания, учиться применять их в процессе обучения на практике. Они должны иметь более глубокие представления о фундаментальных закономерностях развития общества.
Направления, зафиксированные в документах о реформе общеобразовательной школы, имеют непосредственное отношение и к студенческой молодежи. Внедряются более тесные формы общения студентов с младшим поколением — школьниками, когда студенты сами выступают в роли воспитателей. Это шефская работа в школах, наличие при университете вечерних и заочных физических, математических, экономических, журналистских и других школ, проведение олимпиад для школьников и т. д.
Все эти формы способствуют решению проблем воспитания студенчества Московского университета, из стен которого вышли крупные ученые, педагоги, государственные деятели, внесшие большой вклад в развитие нашего общества.
Очень важно, когда человек, взрослея, становясь зрелым, воспитывает младших, тесно с ними соприкасаясь. И младшим всегда важно видеть перед собой живые примеры.
Здесь мы подошли к проблемам связи поколений, молодежи и се воспитания. От того, как будут решаться проблемы воспитания молодежи, во многом зависит будущее человечества. Ведь через 40—50 лет обществом будут руководить и определять его развитие те, кто сейчас только родился. Поэтому особенно важно, чтобы молодежь была подготовлена к этой деятельности и была способна продолжить и развить лучшие прогрессивные традиции общества. Когда мы говорим о воспитании молодежи, нельзя забывать, что человек в молодости должен решать чрезвычайно важные и не простые для него проблемы, связанные с выбором профессии, формированием его социального положения, созданием семьи. Наконец, именно в этом возрасте формируется его мировоззрение. Вместе с тем молодой человек в период своего становления имеет еще недостаточно устойчивые связи с реальной жизнью, его понимание окружающего мира во многом абстрактно. Он не в состоянии еще философски осмыслить сложность и противоречивость жизни. С другой стороны, молодежь обладает ценным качеством: она чутко и остро реагирует на различия между идеалами, ценностями в обществе и тем, как они воплощаются в жизнь.
В процессе воспитания молодежи, мне кажется, следует акцентировать внимание не только на самой системе ценностей, но главное — на наличии объективных условий, которые способствуют реализации этих ценностей. И здесь важно, чтобы отношения старших и младших были открытыми, искренними, чтобы старшие знакомили младших и помогали им верно разобраться в противоречиях реальной жизни.
Да, по-видимому, в этом смысле совмещение работы и учебы дает хорошую возможность для налаживания связей между поколениями. Вероятно, наличие таких условий (о которых вы говорите) в значительной мере могло бы предотвратить преступность среди молодежи, что является весьма острой проблемой в развитых в промышленном отношении странах.
Только в тесном доверительном контакте поколений может успешно происходить передача лучшего, что накоплено старшими, могут формироваться новые традиции и идеалы. Разрыв между словом и делом старших оказывает негативное воздействие на воспитание молодежи, способствует ее отклонению от принятых норм жизни, нередко ведет даже к преступлениям.
Я думаю, что одним из важнейших факторов преступности является воздействие общественных условий. Понимание этого обстоятельства помогло бы осознать причины преступности и среди молодежи. В одном случае противозаконное деяние может быть связано с акцией против несправедливости, в другом — с борьбой за материальные блага, в третьем — с реакцией на неправильное воспитание либо быть его прямым следствием. Другими словами, при анализе преступности очень важно учитывать социальные, объективные условия, при которых совершается преступление.
Искоренение социальных источников преступности может способствовать конструктивному решению этой проблемы.
Что касается субъективных причин преступности среди молодежи, то это, на мой взгляд, серьезная тема. Здесь следует учитывать, что в силу недостаточной социальной, идеологической и психологической стабильности молодежь занимает особое, по сравнению со взрослыми, место в обществе.
В последние годы в Японии много преступлений приходится на школьников даже младших классов, включая девочек. Школьники доходят иногда до того, что применяют насилие в отношении своих родителей, отказываются посещать школу. Все это вызывает большое беспокойство в обществе.
Почему же дети совершают преступления? Ведь образование в Японии на высоком уровне. Прежде всего, вероятно, потому, что родители от детей ждут одних успехов. В этом, на мой взгляд, сказывается духовная бедность взрослых. В школьном обучении, когда оцениваются только успехи в учебе, когда заставляют быстро усваивать материал, естественно появляются ученики, хорошо усваивающие материал, и отстающие. Однако оценивать успехи детей таким образом (если подходить к этому вопросу шире), не совсем правильно. Ребенок не всегда может быстро среагировать. Ведь в учебе важное место занимает сам процесс познания, в котором благожелательное расположение учителей только будет способствовать хорошему усвоению материала. Важным аспектом является и кропотливая индивидуальная работа учителя с каждым учеником. Когда делается акцент на неуспеваемость, наносится оскорбление ребенку как личности. Вот тогда и срабатывает защитная реакция, которая толкает ребенка на отпор, нередко граничащий с преступлением: насилие, воровство и т. п. Таким образом, причина правонарушений среди детей — в первую очередь в их беспомощности.
Проблема, на мой взгляд, не может быть решена, если ответственность за детские преступления возлагать на одних детей. Выявление действительных чувств ребенка, которые скрываются за его внешними поступками, позволило бы предупредить правонарушение.
Проблема детской преступности усугубляется тем, что у взрослых нет последовательности в оценке добра и зла, в представлении о правилах поведения с точки зрения человеческого достоинства. Одним словом, наблюдается полное несоответствие того, чему учат в школе, тому, что дети видят в реальной жизни. Если же говорить строже, то, к сожалению, в школах не преподают науку: каким должен быть человек. Человек, с одной стороны, обладает силой, с другой — он слаб и пытается уйти от трудностей. Требуется суровое воспитание, чтобы преодолеть такую человеческую слабость.
В этой связи я хочу привести слова из книги Цунэсабуро Макигути «Система образования Сока»: «В каждом человеке находить хорошее». Я думаю, что на этапе начального и среднего образования этот принцип очень важен.
Насколько мне известно, в вашей стране стремятся к гармоничному развитию каждого человека. Для того чтобы этого достичь, чтобы каждый имел возможность учиться, стал творчески мыслить, понимал юмор, был бы духовно и физически развит, способен преодолевать трудности, необходимо прилагать непомерные усилия. Таким образом можно добиться того, чтобы в полной степени раскрыть все достоинства каждого ребенка.
Предотвращение детской преступности — это трудоемкий процесс в обществе. Наказать — еще не значит искоренить. Необходимо создать такую систему образования, которая бы обеспечивала гармоничное духовное и физическое развитие. Поэтому к учителям и родителям должны предъявляться высокие требования.
|