История ГМО
Прежде над выведением нового сорта трудились целые поколения селекционеров. Растения с полезными свойствами бережно и кропотливо скрещивали, прививали, пока не получался улучшенный сорт. Семена, рассаду или черенки его тут же приобретали огородники и садоводы, а мы с удовольствием съедали урожай без всякого подозрения. Так продолжалось до тех пор, пока ученые не открыли ферменты, которые позволяют выделять микроскопические участки ДНК, отвечающие за тот или иной наследственный признак организма, расшифровывать гены и вставлять их в живые клетки другого растения. В результате новый хозяин гена приобретает необходимые полезные свойства.
На то, на что раньше уходили десятилетия, теперь требуются буквально минуты. Первое трансгенное растение было получено в 1983 году в Институте растениеводства в Кельне. В 1992 году в Китае начали выращивать трансгенный табак, который нисколько не портили насекомые-вредители. А в 1994 году на прилавках американских супермаркетов появился первый генетически модифицированный овощ - помидор, который не боится транспортировки и долго сохраняет товарный вид. Ученые поколдовали над полезным для поставщиков свойством - замедленным созреванием. Следующим чудом биоинжиниринга стала картошка, о которой просто мечтают российские огородники. Ее не может одолеть колорадский жук - в картофель вмонтирован ген бактерии, которая вырабатывает смертельный яд для вредителя. Кстати, обитает это неуемное насекомое только в странах бывшего социалистического лагеря - самым странным образом граница ареала проходит как раз по Восточной Германии.
Сегодня разработано более 120 видов генетически измененных растений - соя, кукуруза, рис, хлопок, тыква, огурец, перец, дыня... Многие из этих культур в промышленных объемах выращивают в США, Аргентине, Канаде, Австралии, Китае, Мексике, Испании, Франции, Южной Африке, Португалии и Румынии. Если в 1996 году под посевы генетически модифицированных растений отводилось всего 1,8 миллиона га, то в 99-м - уже 40 миллионов га. Сорта, полученные в результате биотехнологий, дают урожай больше, чем обыкновенные культуры. Но по-прежнему генетически измененные продукты составляют в рационе землян всего-то 1% (из них 99% -соя). Производители столкнулись с тем, что продвижению этих культур на рынок мешает консерватизм покупателей. Потребители настороженно относятся к новым чудо-растениям и не торопятся переходить на "пищу Франкенштейна" - так окрестили продукты, созданные в результате манипуляции генами.
|