|
|
|
|
|
В ПЕТЕРБУРГЕ ПИВА ВЫПИВАЮТ БОЛЬШЕ ВСЕГО
В России с каждым годом выпивается все больше пива. По данным Минсельхоза, за прошедший год в нашей стране было сварено 732 млн. декалитров этого напитка.
Чтобы нагляднее представить себе масштабы пенного моря, достаточно перевести его в полулитровый эквивалент – получится чуть меньше 15 млрд. бутылок. Хотя, конечно, не все это добро было разлито в бутылки: половина пришлась на алюминиевые банки и пластиковые "баллоны". А каждая четвертая стеклянная бутылка, выпитая в России, содержала в себе напиток класса "премиум".
Где в России больше всего пьют пива? Согласно анализу, который провел недавно Deutsche Bank, – в Питере: 79 л на душу населения в год (в Москве – 75 л, в остальных крупных городах – в среднем 55 л, а в глубинке – чуть больше 40 л). В то же время средний японец выпивает порядка 42 л пива в год, а вот средний чех – 125...
На российском рынке пива присутствуют около 300 компаний-производителей, но крупных из них – не более 20. Безусловным лидером остается ПК "Балтика", хотя за последние месяцы ее доля на рынке уменьшилась с 23 до 20,8%. Основным конкурентом "Балтика" считает компанию SUN Interbrew, которая в 2003 г. отвоевала у "знаменитого пива России" 4% российского пивного рынка (ее доля – около 14%). Особенно настойчиво и агрессивно SUN Interbrew продвигала такие марки, как "Толстяк" и "Сибирская корона". По мнению экспертов ИГ "Атон", клиентов у "Балтики" отнимают также "ПИТ", "Ярпиво" и "Тинькофф", которые хотя и имеют весьма скромные доли, но работают в том же сегменте рынка, что и "Балтика".
Что касается "культуры потребления алкоголя", в Союзе пивоваров убеждены, что она определяется соотношением потребления различных видов алкогольных напитков в стране. В "цивилизованных" странах на пиво приходится 40% выпитого алкоголя, на крепкие напитки – тоже 40% и 20% – на вино. У нас – все не как у людей: на ликероводочную продукцию приходится свыше 70% потребляемого спирта, на пиво – около 18%, на вино – менее 10%. Но пивоваров должна утешать динамика: пива у нас пьют все больше, а крепких напитков (вот чудо!) – все меньше. Причем сейчас пиво по объему истраченных на него населением денег обходит водку. Еще в 2002 г. водка была безусловным лидером спиртного ассортимента: на нее приходилось 42% алкогольных затрат россиян, тогда как на пиво – 36,8%. Однако в прошлом году эти расходные статьи почти сравнялись – 39,2 и 38,5% соответственно. А в 2004 г. прогнозируется смена лидеров: 39,7% придется на пиво, на водку – всего 36,6%. В будущем эксперты прогнозируют полное торжество пива: в 2005 г. на него придется уже свыше 40% затрат, тогда как на водку – немногим более 34%. Как следствие этих изменений производство ликероводочной продукции в России сократилось за прошлый год на 3,3%.
Итак, хорошо это или плохо, но россияне постепенно изменяют водке, а производители пива усматривают в этом отражение здорового развития социума. Заместитель руководителя секретариата Союза российских пивоваров Александр Троицкий считает, что повышение доли потребления пива является признаком наступления экономической стабильности в стране. Кроме того, в период катаклизмов или нестабильности на рынке появляется большое количество "паленой" водки, которая продается по предельно низким ценам и переориентирует на себя немалую часть алкогольного спроса. Но вот жизнь стала стабильнее – и низкокачественной водки стали пить меньше.
Отрицательной стороной этого процесса является неуклонное снижение среднего возраста приобщения к алкоголю в России. "Агрессивная телевизионная рекламная кампания достигла цели, – говорит главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. – Сейчас в возрасте 12 лет употребляет пиво каждый третий подросток, в возрасте 13 лет – двое из трех. За 10 лет – с 1991 по 2001 годы – средний возраст, в котором начинают употреблять спиртные напитки, снизился с 15,5 до 11 лет. 75% подростков пьют пиво, но это 11-летние дети". Такова обратная сторона всех медалей на пивных этикетках.
Utro.ru
14 марта
|
|
|
|
|
|
|
|