Питание детей после 3х лет: основные принципы
После 3х лет происходит основное созревание нервной, иммунной и желудочно-кишечной систем. Уже зрелая печень согласованно и слаженно работает с селезенкой. В связи с этим селезенка уже не только кроветворный орган, но и пищеварительный. Исходя из этого во многих семьях дети после 3х лет кушают как взрослые, находятся на «зрелом меню». Ограничивая лишь жирное, острое, жаренное и копченое, а так же некоторые отдельные сочетания продуктов. О том каковы особенности детского рациона после 3х лет, исходя из особенностей развития, рассказала врач-педиатр, гомеопат, инструктор центра Гусаковской-Старовойтовой Марина Алексеевна Крюк.
Марина Алексеевна, каковы основные черты детского рациона после 3х лет? К этому возрасту вырисовывается взрослая специфика работы организма в плане еды. Стоит отметить, что взрослый организм не всегда питается по четкому меню: «Обед должен быть таким, а завтрак другим», многие кушают как получается и когда есть время. В отношении детей, важно сказать, что многое в их рационе зависит от их темперамента, особенностей, которые родители уже должны определить для себя к этому моменту. Например, есть детки, которые должны и могут кушать только легкую еду, а сытную переносят плохо: как правило, после плотного приема пищи им тяжело двигаться, заниматься умственным трудом. Часто случается так, что эти детки плотно кушают на ночь и отлично спят, а проснувшись поутру, чувствуют себя бодрыми и сытыми. Таким деткам важно отрегулировать питьевой режим, они должны употреблять достаточно жидкости. Есть же детки, организм которых просыпается в любом случае только к 11 часам, в это время они могут попробовать много нового и обильная еда для них не проблема.
Основной рацион
Считается, что из детского рациона нужно исключить копчености, это так? В большом количестве копчености не для кого не могут быть полезны. Хотя, стоит отметить, что копчености в небольшом количестве возбуждают нервную систему, придают «вкус жизни». Вот почему многие «подсаживаются на» копчености и различные вкусовые добавки. Все стоит употреблять разумно. Например, если наблюдается сильная усталость, можно предложить ребенку кусочек чего-то естественно копченного, поскольку столь яркий вкус может взбодрить. Однако, на мой взгляд лучше вернуться к культуре потребления пряностей, поскольку они помогают подчеркивать вкус основных ингредиентов. Или же вполне уместны продукты, как например, пекинская капуста, которые и без специй помогают соседствующим продуктам выглядеть более яркими.
На каких специях вы бы порекомендовали родителям остановить свой взор, формируя меню детей после 3х лет? В первую очередь перец, черный и красный, они оба способствуют заживлению. Кроме того, черный перец помогает бороться с кишечными инфекциями, а красный стимулирует пищеварение. Так же перец – источник витамина С. По большому счету, перец можно предлагать детям с 6 месяцев, он стабилизирует работу кишечника. Так же он эффективен при дисбактериозе, в этом случае раз в неделю можно опускать одну горошину на корень языка малыша. Так же можно обратить внимание на мускатный орех, он помогает сгруппироваться организму и бороться со стрессом. Его можно добавлять к салатам в тертом виде. Куркума весьма уместна в детском рационе, она способствует согласованной работе органов и систем. Полезна и ваниль, которая, как правило, очень нравится деткам, она бодрит и усиливает аппетит. Нужно помнить об имбире, и, впринципе, о всех специях, поскольку их ароматы воспитывают чувство гастрономического вкуса у малышей. Марина Алексеевна, какие виды блюд остаются недооцененными в рационе детей? К сожалению это десерты и овощные салаты. Овощной салат нормализует работу кишечника, приводит в норму стул, способствует формированию культуры питания, помогает не переедать. Десерты же расслабляют и успокаивают, настраивают на радостный лад. Мороженое, сухофрукты, сладкий чай с выпечкой, заварные печенья, шоколад – все это весьма положительно для детского рациона. Кстати, 4-6 клеточек шоколада в день просто необходимы деткам, у которых наблюдается недостаток магния.
Правы ли те родители, которые избегают сочетания «картофель-мясо» в рационе детей? Да, такое случается, многие считают сочетания «мясо-картофель» или «макароны - мясо» слишком тяжелыми. Я считаю, что раз в неделю для оживления пищеварения такое сочетание все же уместно. Сытость от такой еды остается надолго, а на ее переваривание уходят большие затраты и усилия со стороны ЖКТ, что помогает держать пищеварительную систему в тонусе. Однако, помните, что такую пищу лучше предлагать в обед, после которого не предусмотрен сон или отдых, когда ребенку предстоит довольно значительная умственная или физическая нагрузка.
Многие рекомендуют чай, как один из стимуляторов умственной деятельности … В чем-то такое мнение можно понять. Но важно учитывать и то, о каком виде чая идет речь! Если говорить о черном чае, то я вижу смысл предлагать его с чем-то сладким, как отдельный перекус в том случае, когда малышу действительно предстоит значительная мозговая нагрузка. Дети от 3х до 6 лет очень сильно себя грузят в эмоциональном смысле – поэтому такая еда, я подчеркиваю «еда», вполне адекватна. Но всегда стоит помнить, что черный чай, как и кофе неравномерно поднимает давление. Более мягко, в этом смысле, действует зеленый и белый чай. Относительно кофе скажу, что, на мой взгляд, он не показан детям до 12 лет, либо в крайних случаях его можно предложить в сильно разбавленном виде.
Попробуем подвести небольшой итог: какие продукты можно назвать обязательными в детском рационе от 3х лет? Как мы уже говорили, в меню детей этого возраста могут входить все продукты. Я подчеркну лишь самые-самые незаменимые. Во-первых, это капуста – во всех формах, в том числе и квашенная. Во-вторых, морковь – тушенная с мякотью прекрасная счеточка для толстого кишечника, а безмякотный морковный сок выравнивает иммунитет. Не забывайте, что любой сок гораздо полезнее в свежем, нежели восстановленном виде. Свежий сок может храниться до 8 часов без холодильника в условиях комнатной температуры. В-третьих, не стоит забывать о кашах из гречки, кукурузной муки. Важно обращать внимание на рис: раз в две недели важно предлагать детям бурый рис. Помните, что в пропаренном рисе витаминов и полезных элементов больше чем в шлифованном. В этом возрасте важно предлагать раз в неделю перловку, она выводит шлаки. Лепешки из перловой муки необходимо готовить для детей аллергиков (!). После трех лет «смысл приобретает» пшенная каша, она снижает утомляемость и положительно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы.
Пищевые привычки и культура питания
В чем основная задача родителей, которые формируют пищевые привычки детей после 3х лет? В пищевом смысле очень важно формировать полочки, вносить максимум ясности и четкости. Дети не должны чувствовать голод, ровно как и перегруженность едой – задача родителей понимать пищевые нужды своих чад. Например, для детей, которые не могут переварить сразу достаточное количество еды и привыкли кушать часто, но маленькими порциями важно делать частые перекусы, а это не всегда возможно, особенно если малыш ходит в детский сад. Что же делать? Есть смысл дать ребенку сок или шоколадную конфету за час до еды, а спустя это время полноценно покормить, как правило, такого приема пищи хватит надолго. Об этом же можно просить и воспитателей в детском саду.
Многие дети отказываются кушать в детском саду, как родители могут справиться с такой ситуацией? Есть очень чувствительные детки, которые любят еду приготовленные только определенным образом, только мамой, только дома – к сожалению с этим ничего не поделаешь, они будут плохо переносить еду из столовой. Но есть и другие те, которые предпочитают пищу, приготовленную в большом количестве, в общем котле, они лучше кушают в саду чем дома. Все это личные особенности.
Посоветуйте, каким образом можно привить детям определенную культуру питания, правила поведения на улице, в саду, за столом? Как объяснить, что, например, чистые руки – это важная часть здоровья? Все это большая и кропотливая работа. Вместо запретов и критики, лучше отвлечь детей игрой. Сам запрет очень часто воспринимается как фиксация, которая вызывает желание повторять запрещенное. Многие дети хорошо воспринимают пожелания или предостережения, предупреждения. Например: «Мы пойдем на улицу, очень нужно сохранить ручки чистыми, потому что это очень приятно и красиво!» Старайтесь избегать слова «нельзя». Обращайтесь к физиологическим принципам: некрасиво, неприятно, невкусно – это будет восприниматься детьми спокойнее.
Ольга Столярова
- Салат из молодой свеклы, моркови и огурца
- Творожно-абрикосовый мусс с клубникой
|