Напитки

1.  Соки
2.  Чай
3.  Кофе
4.  Какао
5.  Квас
6.  Компоты
7.  Кисели
8.  Минералка
9.  Молоко
10. Коктейли
11. Вина
12. Экзотика

Кулинария

1.  Закуски
2.  Первые блюда
3.  Вторые блюда
4.  Соусы
5.  Выпечка
6.  Десерты

Консервирование

1.  Общие правила
2.  Консервация
3.  Маринование
4.  Соление
5.  Квашение
6.  Заготовка мяса
7.  Заготовка рыбы
8.  Варенье
9.  Соки

Кухни

Полтавская

Вегетарианская

Партнеры

Магазин самоваров samovarmarket.ru

  

Чарльз + Екатерина. Английская чайная история

Чай и кофе являются наиболее распространенными напитками среди населения Советского Союза. Задачей работников предприятий общественного питания является всемерное улучшение качества их приготовления и улучшения реализации.

Наставление по приготовлению горячих напитков в предприятиях общественного питания (Москва, Госторгиздат, 1953). К тексту отношения не имеет




Многие истории свадьбой заканчиваются — но история, которую я расскажу сегодня, не такая. Она свадьбой начинается… В 1662 году английский принц Чарльз II взял в жены португальскую принцессу Екатерину Браганзскую. Принцесса была большой любительницей чая и приучила к новому напитку своего сиятельного супруга. Замечу, что чай был знаком англичанам и до свадьбы высокопоставленных особ — с 1657 года, например, им в Лондоне торговал Garway?s Coffee House. Большей частью, правда, чай был известен в качестве лечебного напитка. И по популярности безнадежно уступал кофе.

Однако после того, как Чарльз стал королем (и в русских источниках стал именоваться Карлом), чай из чудачества иноземной принцессы превратился в Напиток, Который Пьет Королева. Что обеспечило чаю популярность — сначала среди аристократов, а затем и среди прочих английских граждан. Эта популярность, правда, формировалась достаточно медленно — но на века.

У распространения чая в Англии были очень серьезные противники — торговцы кофе и пивом. Заподозрив (и не без основания) в новом напитке серьезного конкурента, они пролоббировали (в 1684 году) высокие пошлины на ввозимый в страну чай. Это увеличило стоимость напитка в пять с лишним раз, привело к развитию чайной контрабанды (из Голландии) и широкому распространению подделок. Именно в этот период (в конце XVII века) англичане начали отдавать предпочтение черному, а не зеленому чаю. Потому что черный чай было сложнее подделать.

В 1706 году, в Лондоне, на Стрэнд Стрит, Томас Твайнинг открывает «Кофейню Тома» — заведение, в котором подавали не только кофе, но и чай. А в 1717 году при кофейне открывается чайная лавка, все заведение переименовывается в «Золотого Льва» и открывает самую, наверное, главную страницу в английской чайной истории. Начав широкую розничную торговлю чаем, Томас Твайнинг обеспечил доступ к модному напитку широких масс английских женщин. Которые, на самом деле, и сформировали феномен, известный нам как английская чайная традиция.

Интрига состояла в том, что в приличные кофейни женщин в XVII-XVIII веках просто не пускали. Да простят меня поборники равноправия, но мудрые англичане считали, что женщинам должно сидеть дома и всячески украшать быт — и они не ошиблись! Пока джентльмены воевали, покоряли морские просторы и создавали великую Британскую Империю, леди, отчасти — отдавая должное моде, отчасти — в поисках развлечений, создали удивительный способ человеческого общения — английский вечерний чай. Окончательно традиция Afternoon Tea сформировалась к середине девятнадцатого века — я и об этом расскажу чуть позже, потому что сейчас нужно вернуться в век восемнадцатый.

В 1708 году была создана Единая Ист-Индская компания. Вы играли в «Цивилизацию»? Если да, то вы знаете, что в терминологии этой игры Ист-Индская компания — это одно из чудес света. И это не преувеличение. Второго такого явления в человеческой истории не было. Именно эта компания, имевшая собственный флот, собственную армию и неограниченные для своего времени финансовые ресурсы, создала Британскую Империю. Но для нас сейчас Британская Империя не важна — тем более, что от нее ничего не осталось. Важно то, что Ист-Индской компании ввозить в Англию чай было выгоднее, чем кофе. И, несмотря на популярность и «первородство» кофе, ему был подписан приговор (правда окончательно чай в Англии превзошел по популярности кофе только во второй половине XIX века). С 1700 по 1721 год ввоз чая в Англию возрос в пятьдесят раз. Чай возили из Китая — до середины XIX века никакого чая, кроме китайского, не было и в помине.

В чайной торговле Англии и Китая была одна проблема. Китайцы продавали чай только за серебро. Везти серебро в Китай из Англии было очень невыгодно — и в 1776 году англичанам приходит в голову дивная мысль. В Китай из Индии стали возить опий, продавать его китайцам за серебро, а этим серебром стали расплачиваться за чай. Все получалось просто замечательно — в Китай приходили корабли с травой, из Китая уходили корабли с травой. Только трава была разной… Несмотря на нелегальность такой торговли, китайцы терпели ее до 1839 года.

В 1784 году английский парламент почти в десять раз снизил пошлины на ввозимый чай. Инициатором этого был Даниэль Твайнинг — и это уже было чайное лобби. Чай подешевел — и стал в Англии массовым напитком. Заодно, кстати, и чайная контрабанда накрылась. В 1802 году чай был введен в обязательный рацион Британской армии. В 1824 году для моряков Королевского Флота Британии ежедневная порция рома с половины пинты была сокращена до четверти пинты. Вместо рома частью дневного рациона матросов стал чай. Реакция матросов последовала незамедлительно — смесь чая с ромом они стали называть «грогом» — по прозвищу адмирала Эдварда Вернера, инициировавшего замену.

Предвидя осложнения в торговле с Китаем, англичане искали способы выращивания чая в собственных колониях. В 1823 году, по заданию правительства, Чарльз Брюс контрабандой вывозит из Китая семена и саженцы чая. В 1820 (в 1826, по другим данным) году в индийском штате Ассам были обнаружены дикорастущие чайные деревья — и мысль о выращивании чая за пределами Китая из революционной стала превращаться в очевидную. В 1834 году создается специальный комитет по исследованию возможности разведения чайного куста в Индии. В 1835 году разбиваются первые чайные плантации в Ассаме. Ну и, наконец, в 1836 году первая партия ассамского чая появилась на рынках Калькутты.

В 1839 году китайцы уничтожают большую партию английского опия — и начинают первую из опиумных войн. Эти войны длились до 1860 года, закончились полным поражением Китая. Пока они шли, однако, англо-китайская торговля пришла в относительный упадок. Что, в конечном счете, способствовало развитию чайной индустрии в Индии.

В 1840 году началась самая красивая часть английской чайной истории. Во-первых, Анна Седьмая, герцогиня Бедфордская, окончательно оформила английскую чайную традицию, создав моду на Afternoon Tea — чай между обедом и ужином, сопровождающийся изысканными беседами, милыми сплетнями и тончайшим этикетом, отточенным в викторианские времена и превосходящим по сложности любую восточную чайную церемонию.

Во-вторых, в это время начинаются знаменитые гонки чайных клиперов — скоростных парусных судов, разработанных в США и успешно воспроизведенных в Англии. Эти красавцы доставляли чай из Китая в Англию неслыханно быстро — за 90—100 дней. Скорость доставки груза была очень важна — несмотря на упаковку, чай при перевозке морем портился, и его цена падала. Полтора века назад время уже было деньгами. 30 мая 1866 года завершилась (и завершилась драматично) самая знаменитая гонка чайных клиперов. После 99 дней плавания «ноздря в ноздрю» первым в устье Темзы вошел «Ариэль». Но из-за более глубокой посадки он не смог причалить — ему пришлось ждать прилива. Первым причалил (и одержал победу) «Тайпин», в итоге опередивший «Ариэль» всего на 12 минут. Открытый в 1869 году Суэцкий канал сделал чайные гонки бессмысленными — и клипера стали возить шерсть из Австралии.

В 1870 году компания «Твайнингс» впервые начинает смешивать чаи. С одной стороны, для того, чтобы улучшить вкус готового продукта. С другой — для того, чтобы обеспечить покупателей стабильным качеством. Дело в том, что качество, вкус и аромат чая зависит от кучи причин. Двух одинаковых партий чая просто не бывает — даже если этот чай собран на одной плантации. Но западная бизнес-культура — это культура стабильного качества. Покупая чай с названием English Breakfast, потребитель хочет получить знакомый напиток — и ему безразлично, какая погода стояла на чайных плантациях. Купажирование решило эту проблему. Почти все сорта чая, продаваемые сейчас на европейском рынке — это купажи. Стабильного качества и разного состава. Спасибо англичанам.

В 1875 году открыл свой первый магазин Томас Липтон — один из «отцов» современной агрессивной рекламы, создатель чайной империи и человек, сделавший Цейлон чайным островом. С Цейлоном, кстати, все очень забавно вышло. На острове этом изначально выращивался кофе (с 1825 года). Но в 1869 году какой-то зловредный грибок погубил почти все кофейные плантации — и их срочно заменили чайными. И уже в 1887 году объем чая, ввозимого в Англию из Индии и Цейлона, превысил объем чая, ввозимого из Китая.

К концу XIX века формирование чайной Англии большей частью завершилось. Компании «Липтон» и «Брукбонд» (сейчас обе эти торговые марки принадлежат компании Unilever) заложили основные принципы современной чайной торговли, купажи индийских и цейлонских чаев в Англии стали гораздо популярнее чая китайского, чай стал элементом массовой английской культуры, чайные мануфактуры Индии и Цейлона стали превращаться в чайную индустрию.

На этом я и остановлюсь. А то уже и так много написал.
      


Всякая всячина

 Жульен, жюльен
 Интересно про Пиво
 Галантин
 Архив новостей
 Мои кнопочки


   
Copyright © Елена Никоненко 2004-2024