Купажи черного чая. Русский караван
Почему такой он вялый,
Просто жалко поглядеть?
Пьет он чаю слишком мало,
Как же тут не заболеть?
Чайная реклама советских времен. К тексту отношения не имеет
Рассказывая несколько колонок назад о чистых черных чаях, я совершенно
не касался одного их замечательного и печального свойства. Чистые,
по-настоящему чистые черные чаи никогда не повторяются. Хороший черный
чай с определенной плантации и определенного времени сбора бывает
только один раз. Уже следующий урожай этой плантации будет совсем
другим, а через год на ней и подавно вырастут совсем другие листья.
Конечно, не совсем другие — общие признаки чая останутся неизменными —
но нюансы, нюансы вкуса и аромата, изменятся. Не даром на упаковках хорошего чая пишут не только сорт, плантацию, номер сбора, но и год урожая.
Такая ежегодная и едва заметная разница конечно хороша — потому что
каждый год приносит новые впечатления. Но хороша она с точки зрения
чистого искусства, но отнюдь не с точки зрения эффективного
удовлетворения ежедневного спроса миллионов потребителей. Которые,
покупая пачку чая с привычным названием, хотят получить привычные вкус,
аромат и качество — независимо от того, какие дожди пролились на какую
плантацию.
Именно стремление обеспечить стабильное качество определенного
сорта чая является первой причиной создания купажей. Следует сразу
заметить, что «стабильное качество» — категория субъективная.
Стабильное качество может быть каким угодно. Например — «приемлемым».
И тогда чайный купаж будет оптимизирован по себестоимости — и в нем
будут смешано небольшое количество хорошего чая с большим количеством
чая посредственного. Именно такой смесью, кстати, являлся в советские
времена знаменитый чай «со слоном».
В истории чайных купажей «для качества» есть одна очень красивая
страница. Компания «Lipton», в те далекие времена, когда она была еще
компанией, а не торговой маркой, принадлежащей концерну «Unilever»,
создала целый набор чайных купажей, «заточенных» под определенную
местность в Великобритании. Вернее — под воду в этой местности.
И знаете, чаи «для Эссекса» или «для Западного Суссекса» пользовались
очень большим спросом.
Вторая причина, по которой создаются чайные купажи, состоит
в стремлении получить напиток нового вкуса. Именно эта причина привела
к появлению знаменитых сортов чая, о которых речь пойдет ниже. И,
прежде чем я начну рассказ об этих купажах, еще одно замечание.
Большинство чаев, продающихся в наших магазинах — купажи. И,
к сожалению, прежде всего — купажи, оптимизированные
«по себестоимости». Даже если на пачке с чаем написано «Pure Ceylon
Tea», это означает только то, что в пачке нет никакого чая, кроме
цейлонского. Но Цейлон — большой остров, с большим количеством чайных
плантаций. И каждая конкретная партия чая, вышедшая под определенной
торговой маркой, может представлять собой совершенно уникальную
(не в смысле качества, но в смысле «неповторимости») смесь чаев. Там
может оказаться чай с хороших плантаций, но невысокого качества, просто
хороший чай, чай, который давно хранится и потерял большую часть
аромата — все что угодно, лишь бы потребитель не отравился.
Справедливости ради замечу, что приличные производители марку
держат — и оптимизируют купажи не только по себестоимости,
но и по качеству. Хотя и у них разные партии чая могут заметно
отличаться друг от друга. Так, например, Jackson of Piccadilly Russian
Caravan Tea два-три года назад мне нравился больше, чем сейчас. Похоже,
что наряду с дизайном упаковки владельцы торговой марки Jackson
of Piccadilly сменили и состав этого знаменитого купажа.
Уф… У меня, наконец, получилось более или менее перейти
от затянувшегося вступления к описанию конкретных купажей черного чая.
С «Русского каравана» и начну.
Итак. Вплоть до открытия в 1869 году Суэцкого канала путь чая
из Китая в Европу был долгим и многотрудным. Он мог попасть туда
по морю (4 месяца по воде, с неизбежной потерей качества, из Кантона,
мимо Индии и вокруг Африки) или посуху (около года, через Сибирь или
Среднюю Азию, Европейскую Россию и часть Европы, с очень
незначительными потерями качества). Большая часть чая в Европу,
конечно, попадала морским путем (такой чай часто назывался кантонским).
Но были крохи — буквально крохи — которые просачивались через Россию.
Чай этот назывался караванным, был лучше (в первую очередь — ароматнее)
катонского и чрезвычайно ценился. Иногда его, как продукт драгоценный,
смешивали с сортами попроще.
После открытия Суэцкого канала морская доставка чая в Европу стала
дешевле, да и потери качества стали совершенно неощутимыми —
и караванный чай из продукта с вполне определенными свойствами стал
превращаться в маркетинговый миф. К середине XX века чайное
мифотворчество в этом направлении окончательно завершилось, и «Русским
караваном» стали называть купаж, в который обязательно входит китайский
кимун (иногда, очень редко — лапсанг сушонг, подкопченый чай). Наличие
китайского чая в купаже исторически обосновано — ведь шел-то чай
караванами именно из Китая. Ну а другие составляющие смеси могут быть
какими угодно — это уж как решит производитель.
На коробке-банке с «Русским караваном» часто рисуют верблюдов
(намек на Среднюю Азию и то, что часть пути чай проделывал на пути этих
флегматичных животных) и пишут историю о том, что именно такой чай был
чрезвычайно популярен в среде русской аристократии. И это уже спорный
вопрос — русская аристократия, безусловно, пила почти исключительно
китайский чай (другого просто не было), но то, что это был совсем
не тот чай, что замешан в пачке с «Русским караваном» — столь же
безусловно. Мало того, чай, в названии которого присутствует слово
«русский» долгое время в России был незнаком и недоступен.
В настоящее время в наших магазинах встречаются «Русские караваны»
торговых марок Jackson of Piccadilly и Twinings, за рубежом выбор
побольше — но качество и вкус всех этих купажей примерно одинаковые.
У них суховатый терпко-цветочный аромат (это жуткая мука,
характеризовать словами вкусы и ароматы), легкий, едва сладковатый вкус
и невероятное, божественное, сухое и шершавое послевкусие. Именно из-за
этого послевкусия «Русские караваны» лучше пить в чистом виде — без
сахара, лимона, сливок и прочей ерунды (хотя на пачке обязательно
пишут, что чай хорош с молоком и лимоном). И еще этот чай очень хорошо
сочетается с разного рода кремовыми пирожными и тортиками — столь же
неплох он и с классическими чайными закусками: овсяным печеньем,
сэндвичами с огурцом-ветчиной-рыбой-сыром, прочей вкуснятиной.
Чтобы немного поумерить восторги, я вернусь к замечанию, сделанному
выше: Jackson of Piccadilly Russian Caravan Tea два-три года назад мне
нравился больше, чем сейчас. Целый год этот чай вызывал у меня восторг,
близкий к щенячьему. Сейчас он мне просто нравится. Возможно, я к нему
«припился», но не исключено, что изменился и состав купажа.
Если вспомнить введенную в прошлых колонках классификацию,
то «Русский караван» можно отнести как к полуденным (обеденным), так
и к вечерним чаям. Он отлично справится с функцией диджестива, завершая
плотный обед. Ну а о его сочетаемости с закусками я уже говорил.
До следующего четверга и до следующих купажей.
|