Напитки

1.  Соки
2.  Чай
3.  Кофе
4.  Какао
5.  Квас
6.  Компоты
7.  Кисели
8.  Минералка
9.  Молоко
10. Коктейли
11. Вина
12. Экзотика

Кулинария

1.  Закуски
2.  Первые блюда
3.  Вторые блюда
4.  Соусы
5.  Выпечка
6.  Десерты

Консервирование

1.  Общие правила
2.  Консервация
3.  Маринование
4.  Соление
5.  Квашение
6.  Заготовка мяса
7.  Заготовка рыбы
8.  Варенье
9.  Соки

Кухни

Полтавская

Вегетарианская

Партнеры

  

У ЕВРЕЕВ НАЧИНАЕТСЯ ПРАЗДНИК ПЕСАХ

Начинается Песах 23 апреля, в 14-й день месяца Нисан и посвящается самому главному событию библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа - Исходу из Египта и освобождению от 400-летнего рабства.

Слово Песах (Пасха) означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет (Исход 12, 12 - 13; 29 - 31).

Точную дату Исхода и имя фараона, которого пророк Моисей заставил отпустить евреев, определить очень трудно, поскольку библейское повествование является единственным источником, рассказывающим об этом событии. Большинство ученых считают, что это произошло в XIII в. до н.э., около 1200 года.

В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву пашаль - однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены и их стали отмечать в честь Исхода - дня рождения еврейского народа как нации.

На основании предписаний Торы, сообщает Newsru.com, в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка (пашаль) и сноп ячменя (омер).
Порядок празднования Песаха

Порядок празднования Песаха детально определен в Священном Писании (Торе): "И сказал Господь Моисею и Аарону: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. - В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. - Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. - Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. - Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. - Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда выйдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил" (Исход 12, 2-27).
Седер

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер ("порядок"), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб - маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Вся еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного" (Малахия 4, 5).

Рядом с главой семейства, который обычно ведет седер, кладут подушку: она символизирует комфорт праздничной трапезы, которую в древности совершали полулежа. Самый младший из присутствующих детей задает ему четыре традиционных вопроса:

- Почему едят опресноки в этот вечер? - Почему едят горькие травы в этот вечер? - Почему травы обмакиваются в соленую воду? - Почему следует возлежать в этот вечер?

Ведущий седер дает ответы на эти вопросы, объясняя символику разложенных на кеаре пасхальных яств. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы.

Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году - в Иерусалиме!".

В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней (Шир а-Ширим), что отражает земледельческие истоки праздника.
15-й день месяца Нисан: 1-й день Песаха

В этот день запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение, во время которого читается книга Исход (12, 21 - 51). Вечером совершается вторая трапеза седера.

Пять последующих дней называются "обычными днями праздника" и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.
16-й день месяца Нисан: 2-й день Песаха, Сфират а-Омер ("отсчета Омера")

49 дней, следующих после праздника Песах, называются Сфират а-Омер - "отсчетом Омера". Омер - это сноп ячменя, который приносили в Иерусалимский Храм на второй день праздника Песах. Затем, по прошествии 50 дней, следовало пожертвовать в Храм первый сбор из урожая пшеницы (Левит 23, 5-18). Чтобы точно определить день этого приношения, и был введен "отсчет Омера".

В первые 32 дня сфират а-Омер соблюдается траур и пост в память об эпидемии чумы, которая во II в. разразилась в эти дни в Иудее. Во время эпидемии погибли многие из учеников знаменитого раввина Акивы, считавшегося лучшим знатоком Торы (по преданию их было 24 тысячи). На протяжении 32 дней сфират а-Омер не принято устраивать свадьбы, стричь волосы, веселиться, петь и слушать музыку.
21-й день месяца Нисан: 7-й день Песаха

Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами (траур Омера на это время прерывается). В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод" (Исход 14,21).
22-й день месяца Нисан: 8-й день Песаха

Этот день, как правило, отмечается только в регионах диаспоры.

24 апреля 2005
      


Всякая всячина

 Жульен, жюльен
 Интересно про Пиво
 Галантин
 Архив новостей
 Мои кнопочки


   
Copyright © Елена Никоненко 2004-2024